Как транспонировать музыку из строя До в строй Си бемоль
Транспонирование партий для таких инструментов как кларнет, тенор-саксофон и труба очень отличается, к примеру, от фортепиано, потому что они записаны в другом строе, нежели исполняются на самом деле. В этой статье мы покажем как транспонировать музыку, написанную в тональности До, в тональность Си-бемоль.
Шаги
-
1
Ознакомьтесь со строем вашего инструмента. Ниже приведены основные представители строя Си-бемоль:
- Трубы и корнТенор-саксофон
- Tenor sax
- Кларнет
-
2
Знайте тональность транспонирования. Когда пианист в нотах видит ноту До, это значит что на клавиатуре он нажмет ноту До. Тем не менее, когда трубач видит в нотах ноту До, он играет Си-бемоль. Для того чтобы сделать музыкальное звучание правильным (и снизить напряженность в коллективе) мы должны написать партию для духового инструмента так чтобы ее тональность совпадала с тональностью в которой играет пианист.
-
3
Начните с написания нот. Инструменты со строем си-бемоль звучат на целый тон ниже, чем то, что написано в нотах, вам будет необходимо поднять каждую ноту на целый тон. Самый простой способ сделать это — написать ноты в правильной тональности для данного инструмента.
- Допустим, партия для фортепиано написана в тональности Си-бемоль (в которой должны иметься два бемоля при ключе, но их там нет), концертный строй. Один целый тон вверх от си-бемоль это до(партия в тональности Ре будет звучать как Си-бемоль), то есть вы должны написать партию для своей трубы в тональности До.
- И наоборот: если партия фортепиано находится в тональности До — вы должны записать в тональности Ре.
-
4
Вот полезный инструмент. Чтобы транспонировать часть для инструмента со строем Си-бемоль, начните с определения тональности концертного строя, это та тональность, в которую на самом деле слышно, и добавьте целый тон к ней. Этот тон будет ключевым для вашей транспонирующей части.
- FК примеру, концертная тональность — это Соль-мажор. Смотря на таблицу, найдите эту тональность (вторая слева вверху). Обратите внимание, что нота фа с диезом. Один тон вверх, от Соль-мажор, - это Ля-мажор; в таблице можно увидеть, что в этой тональности три диеза: фа#, до#, соль#. Это тональность, которую вы по факту будете использовать для вашего инструмента со строем Си-бемоль.
- Иногда вам необходимо будет переходить из диезных тональностей в бемольные или наоборот. К примеру, если концертная тональность Фа-мажор (1 бемоль), то поднятие на один тон приведет вас в Соль-мажор(1 диез).
- Изменяя тональность, не забудьте перенести ноты при записи на тон выше. К примеру, если в концертном строе была нота фа, вам необходимо записать ее как соль.
Советы
- Не бойтесь спрашивать совет у других музыкантов.
- Если у вас хорошая визуальная память, то выпишите буквенные обозначения всех 12 полутонов (от «до» до «си-бемоль»), затем вспомните строй инструмента, в который это будет все транспонироваться, и запишите его рядом. Теперь перепишите все полутона от «до» до «до» с учетом транспонировки. И вы получите столбец, который будет тоже начинаться с какой-то ноты и ею же заканчиваться. Это может стать для вас полезной шпаргалкой. В левой колонке строя До нота фа будет соответствовать ноте соли из колонки Си-бемоль.
- Помните что это касается всех инструментов со строем Си-бемоль, в том числе некоторых труб, кларнетов, сопрано- и тенор- саксофонов.
- Доводите практикой этот навык до совершенства.
- Если вы хорошо знаете свою партию, можете играть ее и транспонировать налету, то есть если партия написана в До, то вы ее исполняете в Ре.
- Вы всегда можете определить тональность для транспонировки путем добавления двух диезов, относительно концертного строя. К примеру, если музыка написана в Ми-бемоль мажоре (3 бемоля в тональности), то вы будете играть ее в Фа-мажоре (1 бемоль). Добавление диезов - это то же самое что и вычитание бемолей.
- Учитывайте транспозицию на октаву в различного рода инструментах. Например, тенор-саксофон звучит на девять тонов (октава+полный шаг) ниже, чем написано в нотах.
|