Главная » 2015 » Октябрь » 18 » Как оценить речь
16:06
Как оценить речь

Как оценить речь

3 части:Активное слушаниеОценивание специфических моментов выступленияКонструктивный отзыв

Публичное выступление является трудным испытанием. Не имеет значения, произносите ли вы речь на уроке, беседуете со своим другом в неформальной обстановке или произносите тост, - конструктивный отзыв поможет вам понять намерение говорящего, и мероприятие пройдет более гладко. Научитесь активно слушать и принимать к сведению самые важные части выступления, а затем постарайтесь сосредоточиться на критических замечаниях. Не забывайте о том, что вы заботитесь в первую очередь о говорящем.

Шаги

Часть 1 из 3: Активное слушание

  1. 1 Подарите выступающему все ваше внимание. Нельзя дать оценку речи, не услышав ее. Оцениваете ли вы речь на уроке или помогает кому-то подготовиться к публичному выступлению, сядьте спокойно и прослушайте речь в ее первоначальном варианте. Слушайте внимательно и взаимодействуйте с говорящим.
    • Выключите гаджеты и устраните все отвлекающие факторы. Во время произнесения речи смотрите на говорящего. Освободите руки от ненужных вещей. Можно взять блокнот.
    • Никогда не оценивайте речь, основанную только на текстовом варианте. Другими словами, не стоит перечитывать речь и комментировать ее. Дайте возможность говорящему произнести речь. Если речь уже написана, ее нужно прослушать, чтобы оценить надежным образом.
  2. 2 Определите основную идею выступления. Первое, что нужно сделать, - понять главную идею, которую хочет передать выступающий. Если вы слушаете аргументированную речь, особенно важно определить тезис или основную идею, которую говорящий пытается доказать с помощью своей речи. Задача выступающего состоит в том, чтобы донести главную идею, поэтому постарайтесь определить суть речи достаточно быстро.
    • Если вы не можете определить основную идею выступления, попытаться угадать, что пытается доказать говорящий. Запишите свои мысли. Когда вы будете давать оценку, у вас на руках уже будет полезный отзыв.
    • В случае некоторых видов выступлений, к примеру, тоста или благодарственной речи, основная идея понятна но постарайтесь сделать вид, что это не так. Доходчиво ли выступающий передает идею выступления? А может быть, событие перечеркивает ценность выступления? Может ли говорящий более отчетливо передать цель своего выступления?
  3. 3 Постарайтесь следить за аргументами говорящего. Суть выступления можно сравнить с поверхностью стола: стол без ножек не имеет никакой ценности. Речь нужно поддерживать примерами, аргументами, логическими доводами и любым исследованием, которое поддерживает основную идею. Как выступающий доказывает аудитории правильность своей точки зрения?
    • Если вы слушаете аргументированную речь, попытайтесь придумать ответы, вопросы и реплики, которыми можно воспользоваться позже для обратной связи. Что было нелогичным в речи? Были ли использованы аргументы для понимания основной мысли? Были ли пробелы в аргументации? # * Если вы слушаете неформальную речь, к примеру тост или поздравление, сосредоточьтесь на организации информации. Есть ли смысл в данном выступлении? Что следует из этого? Нет ли пробелов в аргументации?
  4. 4 Не бойтесь переубеждений. Худший способ оценки речи – воспринимать ее только с собственной позиции. Даже если вы собираетесь слушать выступающего, который доказывает, что Земля плоская, постарайтесь объективно оценить выступление. Вслушайтесь в суть выступления и презентацию другого человека. Даже если вы не согласны с чужим мнением, не давайте своим предубеждениям повлиять на критику.
  5. 5 Делайте заметки. Определите ключевые моменты и аргументы говорящего и записывайте их в блокнот. Не стоит походить к речи слишком формально, но наличие краткого конспекта речи позволит вам собрать материал для последующего отзыва о выступлении. Делайте тщательный конспект, и оценить речь будет намного проще.
    • Запишите запоминающиеся цитаты или части выступления для похвального отзыва. Укажите время, когда спикер получил одобрение зала или негативный отклик.

Часть 2 из 3: Оценивание специфических моментов выступления

  1. 1 Оцените содержание речи. Наиболее важной частью речи является не стиль или харизма спикера, а суть того, что было сказано. Выступать перед аудиторией достаточно трудно, поскольку вам нужно не только написать эссе, но и воспроизвести его на публику. Самый важный момент выступления состоит в том, чтобы сосредоточиться на сути речи. Если вы произносите аргументационную речь, скорее всего, она будет включать в себя тщательное исследование, примеры из жизни и четкие пункты плана. В неформальной речи можно употреблять анекдоты, рассказы и шутки. В процессе оценивания речи не забывайте ответить на следующие вопросы, которые помогут вам сформировать отзыв:
    • Какой из аргументов был основным в речи?
    • Было ли выступление понятным и четко сформулированным?
    • Подкреплялись ли приведенные аргументы исследованием? Насколько четкими были примеры?
    • Было ли содержание выступления понятным для аудитории?
    • Смог ли спикер доказать свою точку зрения?
  2. 2 Оцените структуру выступления. Для того, чтобы содержание речи было понятным и легко усвояемым, следует четко продумать ее структуру. Любая речь, формальная или неформальная, должна быть легкой для понимания. Если выступающий говорит не по сути или прыгает от пункта к пункту словно теннисный мячик, нужно переделать структуру выступления. Чтобы помочь вам оценить структуру речи, не забывайте о следующих вопросах, которые помогут вам сформулировать отзыв:
    • Была ли аргументация логически структурирована?
    • Легко ли следить за ходом выступления? Сложно? Почему?
    • Переходит ли оратор логически от одной точки зрения к другой?
    • Что можно добавить, чтобы речь стала более понятной для вас?
  3. 3 Оцените стиль речи. Если содержание речи передает предмет выступления, то стиль относится к манере произнесения речи. В хорошей речи стиль и содержание должны соответствовать друг другу. Скорее всего, серьезное выступление о популяции дельфинов не будет включать в себя знакомство с аудиторией или ее участие в процессе выступления. К определению стиля также относится использования шуток, связь с аудиторией и другие личностные элементы. Манера написания речи влияет на стиль и на тон самого выступления. Были ли шутки произнесены соответствующим тоном? Было ли исследование проведено тщательно и детально? Не забывайте о следующих вопросах:
    • Как бы вы описали стиль речи и спикера?
    • Работал ли стиль выступления на содержание, или наоборот, мешал сути речи? Почему?
    • Насколько убедительным был спикер?
    • Как было распределено время выступления? Легко ли было следить за ходом мысли выступающего?
  4. 4 Оцените тон речи. Тон речи относится к общему воздействию содержания и стиля.Тон выступления может быть легким, серьезным или игривым. Для выступления не существует правильного или неправильного тона. Иногда уместно использовать шутки или рассказы в процессе произнесения хвалебной речи, но подобные методы могут привести к катастрофе. Иногда можно рассказать трогательную историю о вашем боссе на вечеринке по случаю его ухода на пенсию, но в данном случае вы играете с огнем. Тон должен соответствовать выступлению и предлогу для встречи.
    • Кто является целевой аудиторией выступления? Каковы ее ожидания от выступления и спикера?
    • Как бы вы охарактеризовали тон речи?
    • Соответствует ли тон речи содержанию? Каким образом?
    • Если нет,то как можно улучшить тон выступления?
    • Насколько тон выступления соответствует целевой аудитории?

Часть 3 из 3: Конструктивный отзыв

  1. 1 Запишите свой отзыв. Не имеет значения, по какому поводу и зачем вы оставляете отзыв. В любом случае, запишите свои претензии, похвалу и комментарии, чтобы у спикера было письменное подтверждение вашего отзыва. Если у вас есть какие-то предложения, спикеру будет трудно забыть о них, особенно в том случае, если отзыв следовал сразу за выступлением. Лучше всего написать краткий отзыв не больше 250-300 слов для того, чтобы дать оценку выступлению.
    • Если вы оцениваете речь на уроке, скорее всего, вам придется заполнить специальную форму или оценить выступление баллом. Следуйте требованиям классного руководителя и адекватно оценивайте выступление.
  2. 2 Резюмируйте суть речи. Запишите то, что вы поняли. Лучше всего начинать отзыв с резюмирования того, что вы почерпнули из выступления. Это подходящий способ дать спикеру знать, что, по-вашему, было передано точно, а что нужно доработать. Не волнуйтесь по поводу точности вашего резюме. Если вы внимательно слушали и пытались вникнуть в суть речи, любая ошибка в вашем резюме станет сигналом для выступающего. Он поймет, что данный пункт нужно осветить более понятно.
    • Постарайтесь начать ответ со слов: "Я слышал, что вы сказали ..." или "Я понял из вашего выступления, что..."
    • Хорошее резюме должно состоять из нескольких предложений оценочного характера. В идеале оно должно занимать чуть менее половины вашего отзыва. Определите основную идею и основные аргументы в речи. Резюме должно быть нацелено исключительно на содержание.
  3. 3 В своем отзыве сосредоточьтесь на содержании выступления. Не всем дано быть Мартином Лютером Кингом. Не всегда стоит ставить на первое место ораторские качества спикера, в особенности на уроке, в свадебной речи или деловой презентации.
    • Если говорящий настоящий зануда, сосредоточьтесь на том, как содержание выступления соответствует манерам оратора, и на том, как можно изменить тон в процессе выступления. Все эти вещи можно менять в ходе выступления. Если вы скажете оратору быть "более динамичным" или "смешным", вы не предоставите качественный отзыв.
  4. 4 Всегда нужно находить повод для похвалы. Даже если вы наблюдаете за тем, как ваш лучший друг произносит худшую за всю историю речь шафера, важно найти повод для похвалы. Начните свой отзыв с положительных моментов и добрых отзывов. Используйте в отзыве только конструктивную критику. Если вы начинаете отзыв с указания на то, что выступающий сильно нервничал, или его речь была постной, это только ухудшит ситуацию.
    • Если вы считаете, что речь была скучной, лучше высказать свои мысли так: "Речь была ровной, и тон соответствовал ситуации."
    • Если говорящий нервничал, попытайтесь успокоить его с помощью комплиментов, "Ваша речь была убедительной. Материал выступления говорит сам за себя."
  5. 5 Постарайтесь основать свой отзыв на пересмотре выступления. Нацельте отзывы на небольшие изменения, которые потребуются для улучшения речи. Не говорите о том, что не удалось или не сработало на практике. Детали помогут предоставить конструктивный отзыв. Оратор постарается внести коррективы в речь. Это лучше, чем сводить все старания человека на нет.
    • Не говорите: "Мне не понравились шутки в вашей речи". Лучше сказать: "В следующий раз лучше опустить шутки, и речь будет более оживленной"
  6. 6 Постарайтесь указывать не более трех советов для усовершенствования речи. Если вы нагружаете человека пятьюдесятью советами, он подумает, что его работа яйца выеденного не стоит. Для вас как для критика важно сосредоточиться на трех основных советах и не обращать внимания на второстепенные вещи.
    • Вначале сосредоточьтесь на поправках в содержании, структуре речи и тоне. Только после этого можно оценивать другие аспекты. Это важные категории для совершенствования и лучшие методы для исправления. Ставьте данные аспекты в ряд самых важных.
    • Побеспокойтесь о специфике запоздалого отзыва. Наличие шутки в конце выступления должно беспокоить оратора в последнюю очередь. Если речь достаточно хорошая, переходите к второстепенным критериям.

Советы

  • Всегда начинайте и заканчивайте свой отзыв со слов похвалы.
  • Обращайтесь к заметкам только в том случае, если вы даете формальную или письменную оценку.


Категория: Вопросы и ответы | Просмотров: 937 | | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]