Как обучить направляемому чтению
Учителя начальных классов используют направляемое чтение, чтобы научить своих учеников хорошо читать. Направляемое чтение – это педагогическая технология, при использовании которой учитель работает с группой учеников, которые уже овладели навыками чтения примерно одинаково. Учитель подбирает такие книги, которые его ученики могут одолеть с вероятностью в 90%, но какие-то сложности все же остаются. Направляемое чтение позволяет учащимся использовать различные стратегии, когда они учатся читать, такие например, как картинки-подсказки и контекст, взаимоотношения между звуками, структура букв и слов. Более взрослые ученики, которые уже осваивают новые способы обучения и сбора информации, могут научиться использовать направляемое чтение, как способ определения ценности информации.
Шаги
-
1
Обучите своих учеников начальной школы азам направляемого чтения.
- Повторите буквы и звуки, даваемые ими, с классом, чтобы ваши ученики точно могли правильно складывать из них слова.
- Покажите своим ученикам основные слова, чтобы они могли их зрительно различать.
- Объясните своим ученикам, как нужно использовать контекст и картинки в книге, как подсказки для понимания истории.
- Напомните своим ученикам, что при возникновении проблем с пониманием, им нужно искать в тексте ключевые слова.
-
2
Разделите своих учеников на группы по 4-6 человек. Если у вас первый класс, то лучше поделить учеников на более маленькие группы – от 3 до 5 человек.
- Подберите текст для группы направляемого чтения.
- Проверьте, так ли вы выбираете книги. Они должны подходить вашим ученикам по уровню базовых знаний, быть интересными, но в то же время иметь трудности и загадки, чтобы ваши ученики могли применить и развить свои навыки решения проблем и были мотивированы для перехода к следующему этапу чтения.
- Раздайте каждому ученику копию книги.
-
3
Направляйте и контролируйте каждого ученика во время направляемого чтения.
- Перемещайтесь по классу и подсаживайтесь к каждому ученику, давая небольшие подсказки-напоминания тем, у кого возникают проблемы при чтении.
- Попросите некоторых учеников почитать его или ее текст вам вслух. Если он или она начинает запинаться, попросите его/ее начать предложение заново еще раз. Предложите ему/ей еще раз посмотреть на первые буквы трудного слова и попытаться еще раз произнести его правильно.
-
4
Научите своих учеников предугадывать, что в книге может произойти в следующий момент.
- Прочитайте вслух одно предложение из книги.
- Скажите своим ученикам: «Я думаю, дальше произойдет ______________, потому что это будет логичным после того, что я только что прочитала, и из-за картинки на странице.» Таким образом вы научите их делать логические выводы о том, что может произойти в следующий момент.
-
5
Ограничьте время каждого занятия по направляемому чтению, чем младше ваши ученики – тем оно должно быть короче.
- Ограничивайте занятия направляемым чтением 15-20 минутами во втором классе.
- Для дошколят и первоклассников достаточно будет и 15 минут такого чтения.
-
6
Объясните каждой группе, как нужно различать печатные обозначения – заглавные буквы, пробелы между словами и различные знаки препинания, если ваши ученики во втором классе.
- Объясните ребятам, что первая буква первого слова в предложении всегда будет заглавной.
- Расскажите им, что разные знаки препинания обозначают разные вещи.
- Научите свой класс тому, что обозначают запятые, вопросительные и восклицательные знаки.
- Объясните своим ученикам, что в книгах делаются пробелы между словами, чтобы читатели могли с легкостью отделить одно слово от другого.
-
7
Проведите еще одно занятие по направляемому чтению после того, как обучите своих учеников азам пунктуации, использования заглавных букв, постановки пробелов и умению предсказывать последующие события.
- Уделите внимание каждому ученику и послушайте, как читает каждый.
- Предложите помочь тем ученикам, у которых возникают проблемы при чтении определенных слов или предложений.
- Повторите с этими учениками базовые правила чтения.
- После повторения попросите этих учеников еще почитать вам вслух.
Советы
- После занятий по направляемому чтению, задайте классу вопросы по прочитанной истории. Это поможет вам определить, насколько ученики поняли прочитанное.
- Направляемое чтение можно использовать также с учениками средней и старшей школы, когда вы учите их читать тексты, изучать их и искать в них необходимую информацию.
- Ученикам постарше – второклашкам например – по ходу чтения можно давать подсказки и задавать вопросы по содержанию истории.
Предупреждения
- Когда вы делите учеников на группы, то следите, чтобы они обладали примерно одинаковым уровнем развития и умения читать внутри одной группы. Если вы объедините в одну группу того, кто только учится читать с тем, кто делает это уже бегло, то первый может расстроиться и потерять мотивацию продолжать занятие.
|