Как написать статью в Википедии
Википедия — свободная мультиязычная интернет-энциклопедия, реализованная на принципах Вики. Пишется и редактируется добровольцами — всеми желающими пользователями всемирной сети. Она содержит более 30 миллионов статей на всех языках и свыше четырех миллионов в английском разделе, самом крупном из всех языковых разделов.
Шаги
-
1
Начало. Зайдите на английскую страницу Википедии или, если хотите писать на другом языке, зайдите на страницу и выберите свой язык.
-
2
Поиск. Непременно поищите в Википедии, не написал ли кто-нибудь уже эту статью, прежде чем начинать свою. Произведите поиск ключевых слов выбранной вами темы с помощью поля поиска (например подводный теннис).
-
3
Результаты поиска. Если интересующая вас статья уже существует, то сайт автоматически перенесет вас в неё. А если страницы с таким названием в Википедии действительно ещё нет, то перед вами появится страница «Результаты поиска», в которой будет приведён список статей Википедии, в которых встречаются слова, похожие на заданное вами в поиске. Вам надо поискать похожие страницы, и может оказаться, что в Википедии существует статья по сути о том же, но немного с другим названием. Если вы перешли не на желаемую статью, проверьте название в верхней части страницы. Возможно, что переход был перенаправлением на другую статью и вы сможете создать отдельную статью под этим названием.
-
4
Подумайте. Если статьи на желаемую тему не существует, то прежде чем начать писать спросите себя:
- Достойна ли эта тема статьи в Википедии?
- Будет ли она интересна кому-нибудь?
- Имеются ли для нее сторонние и независимые источники информации?
- Если на один из перечисленных вопросов вы ответили "нет", то не стоит начинать написание статьи. Неинтересные и статьи, не удовлетворяющие критериям значимости выставляются на удаление.
-
5
Создайте статью. На странице результатов поиска выберите ссылку «создать страницу …». Щелкните на ссылке с заголовком вашего поиска, то есть щелкните на "подводный теннис".
-
6
Авторизуйтесь / создайте учетную запись. Вы можете редактировать статьи в Википедии без учетной записи, но создать новую без нее вы не можете. Выберите "Создать учетную запись". Если у вас она уже есть, то выберите "Войти". Для создания учетной записи придется ввести имя, электронную почту и пароль (дважды) и выбрать "Создать учетную запись". Если такое имя еще не выбрано другими пользователями, то проблем с регистрацией быть не должно и вы можете продолжить написание статьи. Анонимные пользователи также могут написать статью в Инкубаторе, она не будет опубликована, пока зарегистрированные пользователи не одобрят ее.
-
7
Найдите статью в разделе пользователя. Раздел, где пользователь пишет статью до ее публикации называется разделом пользователя. Зайдите на User:(имя вашей учетной записи)/(название вашей статьи). Здесь вы можете редактировать вашу статью. Щелкните на вкладке 'Создать'.
-
8
Начните писать. Перед вами откроется страница «Создание статьи (ваше название)», где вы и будете вводить оформленный тегами текст (гипертекст) вашей страницы. Напишите короткое вступление в начале новой статьи, затем основную часть. Статья должна быть информативной и не очень короткой (см. Советы и Викиразметку ниже). После завершения статьи нажмите "Записать статью".
-
9
Откорректируйте. Ваша статья еще не опубликована!! Внимательно прочитайте еще раз, проверьте орфографию, грамматику текста. Если все устраивает, выберите 'Опубликовать'. Удалите 'User:(имя вашей учетной записи)', так чтобы осталось только название статьи. Новая статья готова! Можете номинировать ее в проект «Знаете ли вы». Для этого наберите WP:DYK в строке поиска и следуйте дальнейшим инструкциям.
Советы
- Оставайтесь беспристрастным - статья о том, что определенная команда является очень хорошей не лучшая тема для энциклопедии. Однако, если представлена статистика и факты, которые можно проверить и подтвердить. Википедия не разрешает статьи в стиле "Команда ''X'' отстой", но если выразиться: "Команда ''X'' не забила ни одного гола за весь сезон 1998 года", то это приемлемо. Но вы должны процитировать авторитетные и достоверные источники.
- Размер статьи: минимальный предел в 1500 символов, чтобы пройти в проект «Знаете ли вы», но не более 5000 слов. Слишком короткую статью можно использовать для дополнения другой статьи, а длинную статью можно разбить на две.
- Изучите вики-разметку для красивого оформления статьи (см. ниже).
Вики-разметка
Оформление текста:
-
Заголовок помещается между двумя знаками равенства, т.е.: ==Заголовок==;
-
Подзаголовок помещается между тремя знаками равенства, т.е.: ===Подзаголовок===;
-
Курсивный текст помещается между двумя апострофами, т.е.: ' ' Курсивный текст' ' и получается: Курсивный текст;
-
Полужирный текст помещается между тремя апострофами, т.е.: ' ' ' Полужирный текст' ' ' и получается: Полужирный текст;
-
Полужирный курсив помещается между пятью апострофами, т.е.: ' ' ' ' ' Полужирный курсив' ' ' ' ' и получается: Полужирный курсив;
-
Внутренняя ссылка на другую статью Википедии помещается между двойными квадратными скобками, т.е.:
- [[Приветствие]] перенесет в статью Википедии: "Приветствие";
-
Внешняя ссылка помещается в квадратные скобки (вместе с приставкой "http://"), т.е. [http://www.hello-there.com] и перенесет на страницу http://www.hello-there.com. Внешнюю ссылку можно оформить как и внутреннюю с одинарными скобками и пробелом вместо вертикальной разделительной черты | ;
-
"Отступ абзаца" достигается при помощи двоеточия (:) в начале строки (два двоеточия = двойной отступ);
-
Маркированный список достигается при помощи (*) в начале каждой строки;
- чем больше звёздочек — тем глубже уровень, второй уровень маркированного списка создается двумя звездочками (**) в начале каждой строки
-
(Пример второго уровня).
- третий уровень маркированного списка создается тремя звездочками (***) в начале каждой строки
-
(Пример третьего уровня).
- Примечание: перенос строки (клавишей "Enter") не нарушает маркированный список.
- Но перенос строки нарушает нумерованный список. Подробности смотрите ниже.
Нумерованные списки
-
Нумерованные списки создаются при помощи символа (#) в начале каждой строки.
-
Чтобы вставить новую нумерованную строку, нажмите "Enter" для перехода на новую строку, вставьте символ (#) и наберите текст. Так появится новая нумерованная строка. Вот и все правила нумерации!
-
(Пример новой нумерованной строки).
-
"Дополнительные возможности" смотрите ниже:
- Можно создать смешанный список - маркированный список внутри нумерованного, для этого используется знак решетки вместе со звездочкой (#*) в начале каждой строки
-
(Пример смешанного списка).
- Перевод строки внутри списков достигается при помощи тега <br><br>, который ставится в конце строки или в начале новой.
- Можно создавать нумерованные списки нескольких уровней:
- для этого вставьте две решетки (##) в начале каждой строки
-
(Пример нумерованного списка второго уровня).
- Для третьего уровня вставьте три решетки (###) в начале каждой строки
-
(Пример нумерованного списка третьего уровня).
- Примечание: Использование клавиши "Enter" между строками нумерованного списка разрывает его, т.е. нумерация начнется заново, поэтому для переноса строки используется тег <br> вместо клавиши "Enter ".
- Тег "br" означает разрыв строки (разрыв текущей строки и переход на новую). Количество пустых строк зависит от количества тега (один тег - одна пустая строка, два тега - две строки и т.д.)...
- Используйте вики-разметку для лучшей подачи текста.
Предупреждения
- Не пытайтесь восстановить удаленную статью (даже если она удалена из-за недооформленности) - она тоже будет удалена. Лучше создайте новую правильно оформленную статью, иначе вы можете быть заблокированы администратором за правку статей, которые противоречат правилам Википедии. Страница также может быть повторно удалена, если она ранее была удалена в результате консенсуса.
- Информация должна быть проверяема - не пишите узко используемыми выражениями. Статьи без ссылок на источники будут выставлены администраторами на удаление.
- Иногда новая информация в Википедии подпадает под рационализированную цензуру и удаляется по этой причине. В Википедии информация представлена для масс и должна быть ими понята. Высокоинтеллектуальные или специализированные статьи могут быть непоняты. В таком случае, статью следует отредактировать или же ее, скорее всего, удалят.
- Не выставляйте оригинальные исследования. Вы можете быть хоть самим Альбертом Эйнштейном, но не сможете выставить ничего на Википедии до тех пор, пока ваша информация не будет где-нибудь опубликована. Не стоит публиковать подобные статьи - они станут причиной конфликта интересов.
- Не публикуйте ничего, что нарушает авторские права, вплоть до изображений из Интернета. Изложите смысл своими словами и дайте ссылку на источник ли процитируйте с указанием источника.
- Википедия является социальной группой, с которой надо договариваться. Если кто-то ведет себя плохо в отношении этой группы, то информация от этого человека не принимается. Википедия часто принимает решения на основе консенсуса - если большинство посчитает это неправдой, то статья будет удалена, даже если вы уверены в правдивости информации.
- Статьи должны быть значимыми, т.е. не должны быть локальными, местного характера. Такие статьи также выставляются на удаление.
- В некоторых случаях лучше написать свою статью на сторонних сайтах. Это связано с тем, что третья сторона может не выдвигать подобных требований и отнестись более объективно. Кроме того, редакторы Wikipedia стремятся к так называемой нейтральной точки зрения [НТЗ]. Статьи должны быть написаны в энциклопедическом стиле и не должны занимать позицию одной из сторон в каком-либо вопросе. Другими словами, информация в Википедии должна быть представлена как в обычной энциклопедической статье.
|