Главная » 2015 » Май » 14 » Как критиковать речь
22:51
Как критиковать речь

Как критиковать речь

3 методика:Оценка содержанияОценка подачиДаем конструктивную обратную связь

Успешная речь привлекательна хорошо подобранным содержанием, которое подано публике с харизмой и изяществом. Чтобы критиковать речь, нужно оценить способность оратора к написанию речи и к её подаче. Определите, использует ли оратор истории и факты для того, чтобы сделать речь убедительной и решите, был ли его стиль изложения настолько привлекательным, чтобы удержать ваше внимание до конца. Поделитесь с оратором вашей критикой, она поможет ему или ей усовершенствовать свои навыки к следующему разу.

Шаги

Метод 1 из 3: Оценка содержания

  1. 1 Определите, находит ли речь отклик у целевой аудитории. Содержание, включая подбор слов, ссылок и рассказов, должно быть адоптировано для аудитории, которая будет слушать речь. К примеру, речь "нет наркотикам", ориентированная на первоклассников, будет звучать совсем по другому, если ее использовать для информирования студентов института. Слушая речь, постарайтесь определить, когда оратор попадает в яблочко, а когда совсем не то.
    • Основывайте вашу критику не на вашем личном мнении, а на том, как оратор воспринимается широкой аудиторией. Ваши собственные предубеждения не должны вступать в игру.
    • Если это возможно, запишите реакцию аудитории на произнесенную речь. Кажется ли она им понятной? Действительно ли они увлеченно слушали? Смеялись ли они над шутками или же выглядели скучающими?
    • 2 Оцените понятность речи. Оратор должен использовать правильную грамматику и легкую для понимания речь, которую приятно слушать и легко следить за ходом мысли. В двух словах, должна быть ясна основная мысль речи, а остальное содержание должно в плавной и понятной форме поддерживать тезисы оратора. Опять же, согласны вы или нет, но динамика речи должна быть менее важна, чем ее содержание. Когда вы решите, что речь достаточно четкая, рассмотрите следующие вопросы:
      • Является ли вступление эффективным? Использует ли оратор главные аргументы в первых нескольких предложениях своей речи, или же должно пройти некоторое время, прежде чем станет понятно, к чему он клонит?
      • Насыщенна ли речь отвлеченными темами, имеющими слабое отношение к важным доводам, или же эти темы построены в логическом порядке и ведут к определенному выводу?
      • Если вы попытаетесь повторить услышанную речь кому-либо еще, сможете ли вы перечислить все основные моменты, или же вам сложно запомнить, о чем там говорилось на самом деле?
      • 3 Обратите внимание, является ли речь поучительной или обучающей. В хорошо написанной речи умело выдвигаются аргументы для доказательства основной мысли. Содержание речи должно демонстрировать, что оратор является экспертом по данному вопросу и слушатели должны уйти с ощущением, что научились чему-то новому. Найдите пробелы в рассуждениях оратора и обозначьте места, исследование которых поможет сделать мысль более убедительной.
        • Постарайтесь услышать имена, даты и источники данных, связанных с основной темой оратора. Запишите любые имена, даты , статистику и другие данные, связанные с выступлением данного оратора так, чтобы позже можно было ими воспользоваться. После выступления сделайте проверку фактов, чтобы убедиться, что они точны. Неточности в данных могут подорвать доверие слушателей.
        • Для проверки фактов может быть очень полезен Интернет, особенно, если вам необходимо критиковать речь сразу после ее завершения. Дождитесь, когда начнутся вопросы и ответы, встреча или перерыв для поиска данных, связанных с основной темой выступления.
        • 4 Обращайте внимание на то, что речь должна быть индивидуализирована. Забавные истории и шутки помогут разбавить серьезный тон речи, и сохранять серьезность в дальнейшем окажется слишком скучно. Если речь слишком сухая, то не имеет значения, насколько убедительны ваши аргументы- люди никогда не услышат их, потому что будут постоянно отвлекаться. Когда вы доведете речь до самого высокого уровня, задайте эти вопросы:
          • Цепляющее ли начало у речи? Для того, чтобы сразу увлечь слушателя, хорошие речи начинают с забавных и интересных фактов, которые привлекают публику.
          • Остается ли эта увлеченность на протяжении всего времени? Хороший оратор будет приправлять свою речь историями и шутками на протяжении всего времени, чтобы захватить и удержать внимание слушателей.
          • Являются ли истории и шутки просто развлечением публики или же они помогают говорящему аргументировать свою позицию? Некоторые слушатели имеют особенность пропускать важные моменты и слушают только тогда, когда речь их цепляет. Лучший способ правильно критиковать оратора – это дать ему пошутить, а затем внимательно слушать, что он скажет после этого. Подумайте об историях и шутках как о маркерах, позволяющих выделить ваши идеи.
          • Рационально ли выступающий использует иллюстрации? Одна превосходная, памятная иллюстрация лучше, чем три иллюстрации, непонятных аудитории и лишь частично относящихся к теме выступления.
          • 5 Оцените завершающую часть. Хорошая финальная фраза должна связать все основные мысли выступления и дать новые идеи для использования информации, полученной в ходе этой речи. Плохая финальная фраза просто перечислит все основные тезисы или же вообще будет иметь мало общего с тем, о чем рассказывал докладчик все это время.
            • Помните, что финальная фраза является одной из самых важных частей в процессе написания речи. Она должна вернуть внимание аудитории и быть сильной, вдумчивой, глубокой и краткой.
            • Заканчивая речь, докладчик должен выразить наибольшее доверие к собравшимся, эта техника поможет слушателям обрести уверенность в презентации докладчика.

            Метод 2 из 3: Оценка подачи

            1. 1 Послушайте интонации голоса докладчика. Говорит ли выступающий так, что вам хочется продолжать его слушать и легко ли под него подстроиться? Великие ораторы знают, когда нужно сделать паузу для эффекта, а также как быстро говорить и на какой громкости. Не существует идеального способа выступления, потому что каждый человек имеет свой собственный стиль. Тем не менее, великие ораторы поделились способами удержания внимания слушателя. Вот несколько вещей, которые стоит иметь в виду:
              • Человек, который говорит слишком громко, может показаться агрессивным, в то же время человеку, говорящему слишком тихо придется побороться за возможность быть услышанным. Обратите внимание, есть ли у человека чутье, позволяющее определять, как громко следует говорить.
              • Многие ораторы, как правило, говорят слишком быстро, не осознавая этого. Заметьте, когда человек говорит в темпе, который звучит естественно, то его легко понять.
              • 2 Какой у выступающего язык тела. Поза докладчика позволяет ему или ей проецировать уверенность и харизму, что позволит слушателям включиться сильнее в процесс взаимодействия. Некоторые, имеющие маленький опыт публичных выступлений, могут опускать глаза вниз, забывая о зрительном контакте, и смотреть себе под ноги, в то время как великие ораторы поступают следующим образом:
                • Устанавливают зрительный контакт со слушателями в нескольких разных частях аудитории. Это помогает участникам чувствовать себя включенными в процесс.
                • Стоят прямо и не суетятся слишком много.
                • Время от времени используют естественные жесты рук.
                • При необходимости, ходят по сцене, не опирайтесь на подиум.
                • 3 Прислушайтесь к словам-паразитам. Слишком много "эээ", "ааа", "ну" лишат вас доверия публики, потому что вы будете выглядеть неподготовленным. Прислушайтесь к этим словам и запишите, сколько раз вы слышали. Можно вставить пару таких междометий, но речь не должна изобиловать ими.
                • 4 Пронаблюдайте, запоминается ли речь. Хороший оратор выучит речь заранее. Используйте распечатанный листок с тезисами или презентацию в PowerPoint, чтобы освежить память ,о чем следует говорить, но не заглядывайте туда слишком часто, это может отвлечь слушателей.
                  • Когда-то было приемлемо сделать себе несколько карточек и читать с них тезисы, но сейчас это не так актуально.
                  • Запоминание речи наизусть позволяет докладчику взаимодействовать с публикой через зрительный контакт и язык тела, а также не позволяет речи звучать так, как будто бы докладчик читает по книге.
                  • 5 Оцените, как докладчик справляется с беспокойством. Большинство людей страдают от боязни сцены. Страх публичных выступлений-второй по популярности в Северной Америке, находится перед страхом смерти. Великие ораторы могут нервничать внутри, но они знают способы, как скрыть это для зала. Распознайте признаки того, что докладчик нервничает и помогите ему своей критикой, чтобы к следующему разу он стал более совершенен.
                    • Обратите внимание на движения докладчика, которые зависят от содержания его речи. Это могут быть признаки нервозности.
                    • Дрожащий голос и тенденция к бормотанию это также признак нервозности.

                    Метод 3 из 3: Даем конструктивную обратную связь

                    1. 1 Делайте подробные записи во время выступления. Возьмите блокнот и ручку и во время речи помечайте себе те моменты, которые нуждаются в улучшении. Сокращенные заметки из речи докладчика помогут вам расставить приоритеты, когда придет время критиковать. Как можно более подробные заметки помогут докладчику лучше понять, над чем именно ему необходимо поработать к следующему разу.
                      • Если у вас нет ограничения по этому поводу и есть свободное время, вы можете записать речь с использованием видеокамеры или диктофона. Таким образом, у вас будет возможность прослушать речь несколько раз, чтобы получить представление о том, были ли расставлены акценты на основных темах, и насколько хорошо это было сделано.
                      • Разделите ваши заметки на две части – в одной будет содержание речи, в другой-ее подача. Добавьте туда ваши заметки обо всем.
                      • 2 Обсудите вашу оценку, данную содержанию речи. Найдите противоречия в тексте, начиная с введения и заканчивая финальной фразой. Дайте общую оценку, чувствовали ли вы основные моменты выступления, были ли они достойно представлены, были ли проставлены акценты, а также была ли речь убедительна и заслуживала ли она доверия? Считаете ли вы эту речь успешной, или что-то нужно пересмотреть?
                        • Расскажите докладчику, какие моменты выступления были красивые, а какие запутанные, а также в каких моментах требуется больше ссылок на источники.
                        • Если были определенные шутки и истории, которые не сработали, пусть оратор об этом узнает. Лучше сейчас быть честным, чем позволить ему рассказать ту же неудачную шутку со сцены.
                        • Расскажите докладчику, была ли речь адаптирована для тех, кто присутствовал на ней.
                        • 3 Дайте отзыв по поводу подачи выступления. Именно в этой области ораторам чаще всего нужен отзыв, потому что сами они не в состоянии отследить свой язык тела и стиль. Дайте докладчику мягкий, но честный критический анализ эффективности его или ее подачи материала, в том числе голосом, шагами, зрительным контактом и позами.
                          • Может быть полезным обсудить концепцию эмоционального разума или подобную ей, позволяющую читать аудиторию и оставлять людей увлеченными, влияя своими эмоциями. Сутью зрительного контакта, ясной речи и естественного звучания является то, что аудитория будет чувствовать заботу о них, и вы хотите, чтобы они это поняли, когда вы придете. Возможность быть вовлеченными в процесс с большой вероятностью позволит сохранить их активность.
                          • Если оратор оказался тревожен, вы можете предложить ему воспользоваться методами обучения перед выступлением, смехом перед выступлением или практикой перед небольшой группой людей в первую очередь.
                          • 4 Подчеркните и позитив. Оратору, которого вы критикуете, понадобится некоторое время на улучшение письменных навыков и речевой практики. Каждый раз, когда вы критикуете, отмечайте, что было сделано удачно, а что нуждается в улучшении. Если вы работаете со студентом или тем, кто нуждается в вашей помощи, будьте поддерживающим – это даст им уверенность и поможет развить свои навыки.
                            • Попробуйте использовать технику сэндвича для отзыва: вначале похвалите, затем укажите на места, над которыми нужно поработать, и в конце снова напомните о хороших моментах и похвалите. Этот простой способ предоставления отзыва является хорошим средством идти дальше. Например, вы могли бы сказать человеку, что восхищены тем, как он сразу поймал внимание зала, но затем использовал неудачный тезис, зато финальная фраза прояснила все неточности.
                            • Для того, чтобы стимулировать человека и усилить желание дальше учиться, вы можете предложить посмотреть видео великих ораторов. Укажите сходства и различия между речью, которую вы критикуете и речью известного оратора.

                            Советы

                            • Используйте школьную систему оценок или любую другую. Это поможет вам классифицировать речь и определить, когда речь стала лучше.
                            • Составьте свои предположения по улучшению, если это необходимо. Во время классной речи или речевых соревнований важно помочь студентам понять, что они могут улучшить свои навыки публичных выступлений. Будьте конкретными и обнадеживающими, предлагая конструктивную критику и похвалу.
                            Категория: Вопросы и ответы | Просмотров: 348 | | Рейтинг: 0.0/0
                            Всего комментариев: 0
                            Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
                            [ Регистрация | Вход ]