Главная » 2015 » Июнь » 4 » Как быть хорошим слушателем
09:36
Как быть хорошим слушателем

Как быть хорошим слушателем

Умение слушать является неотъемлемой частью процесса коммуникации. «Слушать» не всегда означает «слышать». Если вы хороший терпеливый слушатель, это качество поможет вам решить многие жизненные проблемы и посмотреть на мир другими глазами. Умение слушать обогащает процесс познания и увеличивает склонность к эмпатии. Процесс слушания и понимания может казаться простым, но эти навыки требуют подлинного интереса и практики, особенно в конфликтной ситуации.




Слушай, ибо язык твой не даст тебе услышать... – Индейская мудрость

Шаги

  1. 1 Будьте настоящим другом и не осуждайте людей. Поставьте себя на место другого человека. Очень легко потерять свое «Я», если слушать исключительно сплетни о своей личности. Зачастую активному процессу слушания мешают ваши внутренние мысли. Вы должны открыться и посмотреть на проблему с позиции другого человека: постарайтесь понять его точку зрения. Не нужно считать себя умнее собеседника и говорить, что вы когда-то были на его месте. Важнее всего – быстро найти выход из проблемы. Помните о том, что человеку для чего-то дано два уха и один рот.
  2. 2 В процессе слушания огромное значение имеет визуальный контакт. Во время разговора смотрите человеку в глаза, чтобы он точно понимал, что вы впитываете каждое слово. Даже если тема разговора вас мало интересует, постарайтесь относиться с уважением к тому, что говорит ваш собеседник, и вслушиваться в смысл сказанного. Сконцентрируйте взгляд и помыслы на собеседнике и станьте хорошим слушателем.
  3. 3 Создайте благоприятное физическое и духовное пространство. Устраните все отвлекающие предметы и посвятите разговору все ваше внимание. Выключите все гаджеты (в том числе мобильный телефон) и назначьте встречу, где вас никто не будет отвлекать. Когда вы находитесь с человеком наедине, нужно успокоиться и максимально открыться своему собеседнику.
  4. 4 Прекратите болтать и храните молчание. Это правило может показаться вам очевидным и избитым, но одна из самых заметных преград в общении заключается в нежелании человека высказать те идеи, которые только что пришли ему в голову. При этом многие люди ошибочно выражают эмпатию, делясь своим похожим или сродным опытом. Такая реакция может оказаться полезной, но зачастую собеседники злоупотребляют рассказами о своих проблемах. Забудьте о собственных потребностях и спокойно подождите, пока другой человек постепенно откроется вам и расскажет то, что хочет.
  5. 5 Приобщайте партнера к разговору с помощью языка жестов. Кивок головой сигнализирует о том, что вы слышите то, что вам говорят, и хотите, чтобы разговор продолжался. Перенимание положение тела, позы и движений говорящего (отражение) поможет ему расслабиться и еще больше раскрыться в процессе разговора.
  6. 6 Отвечайте на реплики собеседника с пониманием. Во время пауз в разговоре нужно использовать два приема: «повторить и поощрить» или «подвести итоги и переформулировать».
    • Повторение и поощрение: Повторите некоторые моменты из сказанного и одновременно используйте положительную оценку в качестве поощрения. Например, вы можете сказать "Я понимаю, что вам не нравится брать всю вину на себя. Мне бы тоже это не понравилось" С этим приемом нужно обращаться осторожно. Время от времени используйте технику сопереживания как толчок к действию. Если вы будете слишком часто сочувствовать своему собеседнику, вас будут воспринимать как снисходительного человека.
    • Подведение итогов и переформулировка: Очень полезно подвести черту вашего понимания слов рассказчика и перефразировать их на свой манер. Так вы сможете убедить говорящего в том, что вы его действительно слушали и поняли смысл сказанного. Также вы даете собеседнику возможность исправить ложные предположения и недопонимание между вами. Убедитесь в том, что дали шанс собеседнику исправиться. Используйте следующие высказывания: "Я могу ошибаться, но..." или "...Возразите, если я неправ." Этот прием очень ценный в том случае, если вы разочаровались в разговоре или ощущаете, что больше не в состоянии сконцентрироваться на слушании.
    • 7 Не прерывайте говорящего своими мыслями или эмоциями по поводу сказанного. Прежде, чем прерывать поток мыслей говорящего, подождите, пока он поинтересуется вашим мнением. Активное слушание требует от слушателя на некоторое время забыть о своем мнении и терпеливо ждать подходящего момента в разговоре. Когда беседа прерывается, подведите итог или осторожно выразите свое несогласие. Воздержитесь от советов. Вместо этого дайте человеку шанс изменить свое мнение и найти выход из сложившейся ситуации самостоятельно. Такое поведение делает честь вам и вашему собеседнику. Подобное общение, как правило, заканчивается результативным решением, которое дает возможность обеим участникам разговора понять свои намерения.
    • 8 Задавайте осмысленные и дельные вопросы. Воздержитесь от расспросов, иначе ваш собеседник займет оборонительную позицию. Используйте вопросы как метод, с помощью которого говорящий может сделать собственные выводы из сложившейся ситуации. После того, как вы внимательно выслушали человека, пришло время активных действий: перефразируйте свои вопросы. К примеру, можно сказать "Вам не нравится брать вину на себя. Но я не могу понять, почему вас гложет чувство вины. Вы можете просто попросить человека больше так не делать." Такое построение вопроса заставляет говорящего прямо ответить на ваше недопонимание ситуации. Отвечая на вашу реплику, говорящий постепенно перейдет от эмоционального ответа к более логическому и конструктивному выводу.
    • 9 Подождите, пока человек откроется вам. В процессе поощрения конструктивного ответа активный слушатель должен проявить максимум терпения и позволить собеседнику выплеснуть свои мысли, чувства и представления. Как правило, подобная беседа начинается вяло, и говорящему требуется много времени, чтобы выговориться. Сохраняйте спокойствие и представляйте себя на месте говорящего. Иногда этот метод помогает понять, почему рассказчик поступил так или иначе в данной ситуации.
    • 10 Используйте язык жестов, чтобы проявить свою заинтересованность. Процесс активного слушания охватывает язык тела и выражение лица. Это касается и вас, и вашего собеседника:
      • Выражение лица: Старайтесь проявлять интерес и время от времени встречайтесь взглядом с собеседником. Не нужно смущать рассказчика своим пристальным взглядом, но старайтесь выражать дружелюбие и расположенность к разговору.
      • Чтение между строк: Будьте начеку, ведь некоторые вещи не говорят вслух. Старайтесь заметить те реплики, которые помогут оценить настоящие чувства говорящего. Наблюдайте за языком тела и лица рассказчика, чтобы собрать необходимую информацию. Нельзя обращать внимание только на слова. Постарайтесь представить, какие эмоции привели к такому выражению лица, жестам и тону голоса.
      • Говорите на том же эмоциональном уровне, что и ваш партнер. Он будет знать, что его понимают, и нет необходимости повторять все с начала.
      • 11 Старайтесь убедить собеседника, что разговор идет по плану. Каким бы не был вывод из разговора, дайте собеседнику возможность понять, что вам было приятно его выслушать. При необходимости покажите собеседнику, что вы готовы к дальнейшему обсуждению, но при этом не нужно давить на человека. Докажите партнеру, что все сказанное останется между вами. Предложите свои варианты решения проблемы, если вы располагаете временем, возможностями и знаниями. Не нужно давать ложные надежды. Если вы способны помочь, только выслушав собеседника, четко дайте ему это понять. Иногда разговор может стать ценной помощью для говорящего.
      • 12 Будьте внимательны, даже если тема разговора вам безразлична. По крайней мере, пытайтесь проявить интерес:
        • Используйте выражение лица, голос и телодвижения, чтобы проявить заинтересованность в предмете разговора
        • Принимайте то, что вам говорят
        • Задавайте вопросы, демонстрирующие ваш интерес к сказанному
        • Делитесь своими идеями и эмоциями по поводу сказанного
        • Тренируйте свое понимание
        • 13 Используйте следующие слова, чтобы подбодрить собеседника и показать, что вы его слушаете:
          • Хм…
          • Понятно
          • Конечно
          • Угу
          • 14 Используйте невербальные средства общения, чтобы продемонстрировать свой интерес к сказанному:
            • Расслабленная поза
            • Кивок головой
            • Выражение лица
            • Расслабленное положение тела
            • 15 Используйте слова поощрения, чтобы мотивировать собеседника на продолжение беседы:
              • Расскажите мне еще что-нибудь
              • Давайте об этом поговорим
              • 16 Разъяснения (предупреждения):
                • Не прерывайте собеседника
                • Не нужно допрашивать говорящего
                • Не нужно формировать ответ в процессе слушания. Освободитесь от стремлений давать назойливые советы.
                • Не меняйте тему разговора
                • 17 Избегайте таких выражений:
                  • Вы уверены?
                  • Все не так плохо.
                  • Все решится завтра. Утро вечера мудренее.
                  • Не будьте слишком критичны.
                  • Прилагайте максимум усилий.

                  Советы

                  • В процессе слушания никогда не критикуйте и не осуждайте человека за его чувства.
                  • Отложите важный разговор на потом, если вы не в настроении слушать. Если вы не готовы к разговору, лучше вообще его не начинать. Если вас переполняют эмоции, переживания или внутренние порывы, которые мешают течению разговора, ваше состояние может привести к отрицательному исходу беседы.
                  • Слушание – это первый шаг к эмпатии. Эмпатия – это первый шаг к слушанию. Настройтесь на сопереживание!
                  • Всегда оставайтесь оптимистом.
                  • Чем труднее становиться разговор, тем важнее внимательно слушать собеседника.
                  • Если вы думаете над тем, что бы сказать, когда говорит ваш собеседник, вы не слушаете его. Вы уменьшаете свои шансы дать дельный совет.
                  • Помните о том, что иногда приходиться принимать сказанное за чистую монету и следить за ходом мыслей собеседника.
                  • Убедитесь, что вы приложили максимум усилий для того, чтобы заслужить уважение, сопереживание и понимание собеседника. Не нужно превращать в банальность его тревоги и заботы, поскольку в глазах слушателя они очень даже важны. Признайте это и с вниманием отнеситесь к предоставленной информации.
                  • Если кто-то рассказывает вам о своих проблемах, он не обязательно хочет, чтобы вы их решили. Иногда человеку просто нужно выговориться.
                  • Не нужно банальностей. Избегайте подобных комментариев "Такая проблема есть у многих людей, так что не волнуйся по этому поводу".
                  • Не нужно повторять сказанное как попугай. Это очень раздражает.

                  Предупреждения

                  • Если вы обнаружили, что сформулировали ответ еще до того, как ваш собеседник окончил говорить, вы его не слушали. Постарайтесь подождать, пока говорящий не сделает паузу, и только потом делайте комментарии
                  • Очистите свои помыслы: выбросите все из головы и начните сначала.
                  Категория: Вопросы и ответы | Просмотров: 706 | | Рейтинг: 0.0/0
                  Всего комментариев: 0
                  Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
                  [ Регистрация | Вход ]