Главная » 2015 » Сентябрь » 18 » Как обучать игре в шахматы
20:27
Как обучать игре в шахматы

Как обучать игре в шахматы

3 методика:Урок первыйУрок второйУрок третий

Игра в шахматы часто воспринимается как нечто сложное и запутанное. Такое понимание может привести потенциальных игроков к ощущению, будто они не имеют необходимого дарования для обучения игре. Тем не менее, реальность такова, что шахматам можно научить любого. В представленной статье рассказывается надежный и простой способ обучения шахматной игре.

Шаги

  1. 1 Улыбайтесь и проявляйте энтузиазм. Ученики будут запуганы серьезной атмосферой.
  2. 2 Расскажите подопечным о разделении урока шахмат на три части. Объясните, что после каждой части ученикам будет предложено показать, чему они научились.
    • Обучение шахматам в рамках данного метода заключается в трехступенчатом преподавании. После каждого раздела ученик обязан показать все свои знания по изученным им понятиям. Если подопечный неправильно описывает идеи, тогда исправьте его и попросите рассказывать вам основные концепции снова и снова. Повторение поможет ему быстрее научиться.

Метод 1 из 3: Урок первый

  1. 1 Используйте первый урок для описания всех шахматных фигур и их способов передвижения. Начните с пешек, опуская правило взятия на проходе, затем расскажите о каждой фигуре, стоящей на заднем ряду, начиная с короля и переходя к ладьям, слонам, ферзям и, наконец, коням. Отложите объяснение термина «рокировка» на некоторое время. Расскажите ученикам, что существуют только две разновидности фигур, которые ходят по-особенному: пешки и кони.
  2. 2 После разъяснения того, как ходят все фигуры, обратите внимание подопечных на фигуры по отдельности и дайте им задание объяснить, как каждая из них перемещается. Ученик может сделать это как в устной форме, так и путем передвижения фигур прямо на доске. В случае неправильного выполнения задания поправьте их, а затем снова запустите тестирование.
  3. 3 Попросите ученика поставить короля и ферзя на шахматную доску. Подопечные пройдут первый урок, если поместят ферзя на клетку того же цвета. При верном отображении способов передвижения всех фигур они перейдут на второй урок к более расширенным знаниям.
  4. 4 Поиграйте в «пешечные бои» против своего ученика. Пешечный бой – это шахматная партия, разыгрываемая только пешками, стоящими на второй и седьмой горизонталях. Цель игры заключается в продвижении пешки, то есть достижении ею первого/последнего ряда. Такие игры очень полезны в изучении того, как ходят пешки, развитии идеи пешечной структуры и понимании того, как пешки будут взаимодействовать в реальной партии.
  5. 5 Поставьте задачки в стиле «pawn mower». Цель – остаться с одной фигурой (проще всего ладья, затем слон, ферзь и, наконец, конь), забрав все пешки. Количество допустимых ходов – это число размещенных на доске пешек. Это поможет ученику научиться ходить фигурами и изучить в процессе основные тактические принципы.

Метод 2 из 3: Урок второй

  1. 1 Покажите подопечным более замысловатые ходы. Здесь подразумевается: взятие на проходе, длинная рокировка, короткая рокировка, продвижение пешки и ее превращение в фигуру.
  2. 2 Объясните следующее:
    • В шахматах фигуры передвигаются по доске с целью создать угрозу неприятельскому королю либо сделать шах.
    • Если король не имеет возможности уйти от опасности, значит это шах и мат (как правило, сокращается до термина «мат»).
    • Если король не в состоянии сделать корректный ход в связи с угрозой его взятия, тогда это ничья или пат. Либо когда игрок вообще не может походить какой-либо фигурой, это тоже ничья или пат. Например, даже если ваш король не имеет возможных ходов, однако в наличии есть проходная пешка, партия не считается законченной ввиду отсутствия патовой позиции.
  3. 3 Попросите подопечных правильно объяснить все перечисленных выше понятия, в том числе стандартные розыгрыши. Затем переходите к финальному уроку по тактике.

Метод 3 из 3: Урок третий

  1. 1 Поставьте на доску короля вашего ученика и его ладью, оставив ее на четыре клетки дальше по горизонтали или вертикали. Поместите коня непосредственно между двумя фигурами на ближайшее поле к королевской или ладейной линии. Скажите что-то вроде: "Не допускайте такой отстойной позиции, это называется «вилка». Я напал на две фигуры и могу свободно взять ладью». Дабы подчеркнуть данный факт, проделайте аналогичный шаг, заменив ладью вашего учащегося на его ферзя.
  2. 2 Поместите ферзя вашего ученика в угол доски, его короля дальше по диагонали ближе к центру доски. Разместите одного из своих слонов в противоположный угол. Разъясните подопечному, что он должен убрать своего короля из-под шаха, но по этой причине потеряет ферзя. Объясните понятие «связка», а поскольку король обязан переместиться, то это также называется «открытым нападением».
  3. 3 Оставьте короля и ферзь вашего ученика на своих местах, только поместите ладью на поле того же цвета несколько подальше. Поставьте своего слона так, чтобы он атаковал ладью и короля. Скажите подопечным, что это связка, вилка и открытое нападение «в одном флаконе».
  4. 4 Научите их алгебраической нотации, широко используемой для записи шахматной партии. Многие шахматные турниры требуют от вас записи во время игры, чтобы иметь возможность проанализировать партию после ее окончания и улучшить свой игровой уровень. Большое количество шахматных досок уже имеет на себе буквенно-цифровое обозначение.
    • Длина доски простирается от «a» до «h» (с точки зрения белых; для черных доска переворачивается). Ширина доски идет от «1» до «8» (от расположения белых до расположения чёрных; и, опять же, наоборот для видения чёрных).
    • Если смотреть со стороны белых, то нижний правый угол всегда должен быть белого цвета. Данный квадрат называется «h1».
    • Строки называются «рядами», а столбцы – «линиями». Если на линии нет ни одной пешки, то ее считают «открытой». Если только одна пешка одного цвета стоит на линии, то о ней говорят «полуоткрытая»; ежели пешки разных цветов, то это «закрытая» линия.
  5. 5 Дайте своему ученику задание: рассказать о движении фигур, более замысловатых ходах и основной тактике перемещения фигур. Правильно продемонстрировав свои умения, он затем сумеет воспроизвести их в партии.
    • Научите подопечных разыгрыванию простых дебютов. Начальные ходы не могут быть детально проанализированы, если только шахматисты не являются весьма продвинутыми игроками. Необходимо выучить основные принципы розыгрыша дебютов, включая также три цели начальной стадии партии:
      • Откройте ваши диагонали, давая возможность развиться фигурам. Пешка на е4 – это лучший ход за белых для новичков, потому как он открывает одновременно слоновую и ферзевую диагонали. Научите подопечных развивать своих коней прежде слонов, рано делать рокировку, ставить ладьи на центральные линии («d» и «e») и атаковать короля, используя тактические приемы.
      • Возьмите под свой контроль центр, который составляют четыре квадрата, расположенные посередине доски. Другими словами, поставьте свою пешку на е4 (и d4, при наличии возможности) и выводите ваших коней, чтобы они смогли легко переместиться в центр.
      • Держите вашего короля в безопасности. Это, пожалуй, самая важная задача для начинающих шахматистов. Они зачастую попадают в ловушки в начале партии, такие как «детский мат». Обязательно помогите своим ученикам не попадаться на них, так как игрок, который пытается схитрить, как правило, отстает в развитии.
    • Необходимые для изучения дебюты: испанская партия, итальянская партия, дебют четырех коней и другие, начинающиеся с выдвижения королевской пешки. Черным предпочтительнее придерживаться некоторое время ответа 1...e5, пока ученики не выучат другие ответы, например, сицилийская защита, французская защита и так далее.

Советы

  • Проявляйте терпение; некоторым людям требуется больше времени, нежели другим, для понимания ходов и логического обоснования, лежащего в основе шахматной партии. Однако благодаря хорошему, упорному и подробному объяснению основная масса людей уяснит суть.
  • Объясните, что шахматы – это игра, распространенная во всем мире, что делает ее идеальным навыком при общении с другими людьми во время путешествия.
  • Попробуйте воспользоваться подходящей онлайн системой шахматного обучения, дабы помочь вашему ученику обучаться в своем собственном темпе, особенно при изучении более сложных ходов.

Что вам понадобится

  • Комплект шахмат
Категория: Вопросы и ответы | Просмотров: 818 | | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]